МОЛДОВА И МОЛДАВАНЕ В ИСТОРИИ

            Вышла из печати книга, которая ‒ впервые в истории! ‒ исследует 700-летнюю непрерывность этноисторических реалий: Молдова, молдаване, молдовеняскэ ‒ фундаментальных компонентов национального самосознания молдавского народа ‒ Молдовенизмул. … Она свидетельствует, что «нет более прекрасного и более полезного занятия в жизни человека», чем «склонившись над нашим прошлым, попытаться распознать обстоятельства, которые позволили этому народу, находящемуся на краю мира варваров и подвергнутому враждебным ветрам, пробиться до наших дней и занять почетное место среди других племен» (Михаил Садовяну).

            Непрерывное существование на протяжении 700-лет на пространстве между Восточными Карпатами и Днестром, между Северными Карпатами и Черным морем и «особо мощная экспансия, которой добилось наше племя ‒ молдаван в течение полувека, сколько длилось правление Стефана Великого, оказалась достаточной для становления особого характера и особого самосознания на протяжении последующих веков…». Всеохватывающее, проникновенное чувство, излучаемое беспримерной народной балладой Миорица, письменные памятники, заложившие на века основы нашей истории, на славянском языке и на нашем ‒ молдавском ‒ языке, создали и упрочили «то своеобразие, что отличает одного человека от другого, одну группу людей от другой группы людей, составляя то нечто, что является только нашим» (Михаил Садовяну).

            Наше духовное достояние, сложившееся в XIV ‒ XVI вв., достигнув поразительных вершин в XVII ‒ XVIII вв., в эпоху, которую «Михаил Садовяну определил а Костинештилор (братьев Мирона и Николая Костин)», в обогащение которой внесли весомый вклад летописцы Евстратий Логофэт, Гр.Уреке, академик Дм.Кантемир, основоположник молдавской прозы, историк Ион Некулче, «ознаменовалась интеллектуальным расцветом целого поколения и взрывом нашего этнического сознания, явления довольно странного для XVII в…

            Удивительный и необычный факт: в период, когда проблема национальностей еще не ставилась в XVII в.! великие молдавские писатели именно в том веке заставляют отметить ее у них». ‒ Михаил Садовяну, 1936.

            Таким образом, творчество молдавских авторов всех времен доказывает с лихвой и со всей очевидностью, что «это племя молдаван имеет отличительный характер как результат истории, страданий, способностей и недостатков…». ‒ Михаил Садовяну.

            Документальным подтверждением древности молдавского рода являются, среди прочих, сообщения венгерского хрониста Кюкюлла (XIV в.), писания польских историков Длугоша, Пиасецкого, Замойского, немецкого историка Х.Шеделя… К концу XV в., к столетию Молдавского Государства, всё острей становилась необходимость разоблачить басни «завистников народа и пакостников». И тогда была написана, при дворе Стефана III Великого, Летопись оттоли начася произволением Божием Молдавская Земля в лето 6867 (1359 г.). Тогда же были созданы истории Молдавии на немецком языке (Молдавско-немецкая летопись, 1457 ‒ 1499 гг.), на польском (Молдавско-польская летопись, 1352 ‒ 1504 гг.), на русском (Молдавско-русская летопись, 1359 ‒ 1504 гг.), чтобы сообщить другим народам откуда есть пошла Страна Молдавия, что за племя здесь живет, на каком языке говорит, что за правители у страны, какие подвиги они совершали… Но писали о Молдавии и молдаванах и «люди необразованные, которые не прочитали хорошо истории и оклеветали молдаван» (Ион Некулче).

            Озабоченный отсутствием истинных знаний о начале страны и народа, постыдным положением, что «оставались в бездне незнания имени страны и народа, названия родного языка», молдавский государственный деятель Мирон Костин пишет первое в Европе подлинное научное этнологическое исследование О племени молдаван (1686), потому что «оставить этот народ, обложенным оскорблениями со стороны некоторых писателей, сердцу нестерпимо»:

                        Род страны Молдовы откуда происходит?

                        …Драгош затем в молдаван превратил влахов

            Сегодня, в продажные, предательские времена, в обстановке воинствующей безграмотности, когда отрицается сама государственность молдавского народа, вопрос Мирона Костин Род страны Молдовы откуда происходит? не менее актуален, чем в XVII веке.

            Многогранное исследование Молдовы и молдаван на основе новых исторических, географических, этнических, культурно-языковых данных ‒ Молдовенизмул неоспоримо доказывает существование Страны Молдова, народа по имени молдаване, молдовень, их родного языка лимба молдовеняскэ, глубоко укоренившихся на протяжении 700-лет на Карпато-Днестровском пространстве. Богатый, разнообразный историко-документальный материал подтверждает призыв Мирона Костин:

            «… Вглядись сейчас, читатель, как в зеркало, и выясни откуда ты, отбрасывая от себя все другие басни, сколько некоторые писали про тебя, одни от незнания приблудники, другие от зависти, которая никогда в мире не исчезнет между племенами, другие от бредовых, пустопорожних писаний».

            «Сегодняшняя война выдвинула среди лозунгов, способных завоевать преданность людей, и право, которое имеет любой народ, большой или малый, жить по желанию, им самим свободно выраженному… И любая группа людей должна иметь под рукой средства борьбы хотя бы для защиты против тенденции его уничтожения и захвата его места…» (N.Iorga, 1918).

            Это и есть предназначение первого в истории исследования Молдовенизмул ‒ о молдаванах и их месте в истории.

            Об их праве считаться народом, нацией наряду с остальными малыми или большими.

            Об их 700-летней непрерывной молдавской государственности.

           Все властители послестефановой Молдавии: и политики, и ученые предлагали, в разное время, самые разные социальные, экономические, политические, культурные, территориально-административные «решения проблемы Бессарабии». «Мы полагаем, ‒ заключает социолог И.Маковей, ‒ что подобные решения проблемы Бессарабии в корне ошибочны, потому что все предложенные решения имеют в основе полное отрицание духа/души молдавского народа, того самосознания, которое, возрожденное и направляемое, само наметит судьбу во всех областях жизни. Следовательно, с особым вниманием необходимо отнестись к этому самосознанию…». ‒ Ion.I.Macovei, 1923.

            К молдовенизму!

            Потому что «Никто не может отрицать молдовенизм Бессарабии, пока на её полях трудятся руки молдаван, а в селах её звучит, почти повсеместно, молдавская речь». ‒ Михаил Садовяну, 1926.

                                                                                                                Василий Стати

Информация по тел. 079484680; 06930135

МОЛДОВА И МОЛДАВАНЕ В ИСТОРИИ: Один комментарий

  1. Dle STATI SĂ-ŢI DEA DL SĂNĂTATE SĂ MAI ÎNŞIRI PE HÎRTIE LUCRURI VALOROASE DESPRE MOLDOVA ŞI MODOVENI, SĂ-I LUMINEZI ŞI SĂ-I ÎNARMEZI PE CEI ÎNSĂTOŞI DE CUNOŞTINŢE…

    Нравится

Оставьте комментарий